Форум для питерских мам, Клуб активных питерских мам - Pitermama.ru // Я-Мама // Детский психолог




«Co-творчество», Н. Верютина
Ваш ребёнок растёт и развивается. Вот он уже держит головку, вот взял в ручку погремушку и уверенно ею трясёт, а вот уже малыш и сидит. Наступает самое время привлечь кроху к творчеству. Когда же самое время начать? С чего и как? Вот основные вопросы, которые задают родители подрастающих “художников”. Сразу необходимо отметить, что в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, а мы рассматриваем именно этот возраст, речь идёт только о совместном творчестве мамы и ребёнка. Необходимо оговорить, что когда написано «мама», подразумевается любой заинтересованный взрослый. Это может быть и папа, и няня, и воспитатель.

Так как же начать?

  1. При работе всегда необходимо помнить про безопасность. Не оставлять ребёнка одного, даже если Вы уверены, что он ничего не съест, не сломает, не порежется. С детками до трёх лет необходимо оставаться рядом во время занятия всегда. Все материалы, с которыми работаем, должны быть по максимуму безопасны.
  2. Очень важным моментом является правильная организация места работы. Пространство должно быть организовано так, чтобы не отвлекаться. Не бегать в другую комнату то за клеем, то за бумагой. Подготовить всё необходимо перед началом.

У деток, как и у взрослых, бывают моменты, когда совсем не хочется ничего творить. Или же, например, иногда ребёнок настроен порисовать, а не поклеить. Если же взрослый будет заставлять ребёнка делать что-либо, то от таких занятий будет очень мало пользы, а скорее вред. Работать всё равно не получится, и настроение будет у всех испорчено.

Если Вы желаете сделать с ребёнком конкретный предмет, явление, то необходимо обязательно показать ребёнку сначала его в готовом виде, рассказать о том кто/что это, что делает, где растёт/живёт, что кушает, если речь идёт о живом существе. Согласитесь, будет очень сложно сделать снеговика или хотя бы понять, что мама хочет, если никогда его не видел и не знаешь что это. Может Вам и удастся объяснить ребёнку, что надо приклеить три кружочка, один на другой, но поверьте, польза от этого будет минимальная. А вот если Вы сходите с утра на улицу и скатаете настоящего снеговика или просто посмотрите, как делают его детки постарше, то работа дома закипит. А как быть, например, со слонами, жирафами и т.д.? Идеальный вариант, конечно, сходить в зоопарк, но и без этого можно обойтись. Сейчас очень много игрушек в магазинах, которые выглядят как натуральные животные. Только старайтесь избегать при знакомстве ребёнка с новыми животными игрушек/картинок, где звери очеловечены. Например, в одежде, делают то или иное человеческое действие. В дальнейшем такие игрушки допустимы, но если Вы решили рассказать малышу, что зайка живёт в лесу и кушает морковку, то не очень разумно показывать игрушку зайчика в машине или с сумкой. Как обычно, на помощь приходят книги с хорошими иллюстрациями. Рассмотрите внимательно, а потом садитесь творить своего зайчика. Тогда Ваши слова о длинных ушах не прозвучат в пустоту, а будут услышаны и поняты. Таким образом, совместное творчество является еще и своеобразным развивающим занятием.

При всём вышесказанном очень важно научиться не ограничивать фантазию ребёнка. Если в нарисованной закорючке малыш видит собачку и сообщает вам об этом, не надо спорить или просить его показать, где эта собачка. Просто переспросите, правильно ли Вы поняли: «Это у тебя собачка нарисована?». Получив утвердительный ответ, похвалите ребёнка за его фантазию. Если же Вы не можете принять это как должное, то попробуйте вместе с ребёнком привести каляку в более понятную форму. Но только с условием, что ребёнок Вам разрешит. Предложите, например: “Давай сделаем ей хвостик побольше, чтобы она смогла им вилять для Вани. Где у нас будет хвостик?” В указанном месте дорисуйте хвост и т.д., вот и получилась собачка! Бывает, что детки начинают “доделывать” уже готовые поделки. Дорисовал машинку, прилепил шляпку, и вот уже уточка поехала в гости к мышонку. Самое место и время разыграть сказку. Если ребёнок ещё мал, то расскажет и придумает мама, а вот постарше детки и сами поведают интересную историю.

Очень важно научиться мамочке, не мешать ребёнку, делать самому. Да, у нас совместная работа, но какая основная цель этой работы: красивая картинка, которой мама потом будет хвастаться перед подругами на площадке, или же научить ребёнка? Дайте малышу возможность самому попробовать то или иное действие. Помогите, похвалите в случае неудачи. Следующий раз дайте возможность попробовать самому подольше.

Все мамы хотят, чтобы ребёнок скорей научился выполнять то или иное действие. Зачастую мамочки маленьких детей впадают в панику оттого, что ребёнок только рвёт, мнёт, разрушает. Но ведь можно и разрушительное действие превратить в созидательное. Рвёт бумагу – пожалуйста, техника рваной аппликации для Вас. Любит стучать по столу – пожалуйста, рисование губкой. Кроме того, что получаем прекрасный результат, мы учим ребёнка необходимой нам созидательной деятельности. Если же ребёнок начинает нервничать, расстраиваться, то будьте рядом и помогайте.

Многие мамы очень любят рисовать за ребёнка или просить его: «Давай нарисуем солнышко». Успеете, ещё будет нарисовано не одно солнышко, а пока ребёнок только начинает понимать, что оказывается, если он проведёт пальцем, испачканном в краске, по бумаге – останется след. Чудо! Вот если Вам дают в руки карандаш и требуют нарисовать, то вперёд, творите. В рисовании этот принцип наиболее актуален. Здесь же следует отметить, что нельзя переворачивать лист бумаги в процессе работы. Мотивация здесь ясна – чтобы ребёнку было удобней достать, но во-первых, мы учим ребёнка работать на конкретной поверхности, конкретного размера. А во–вторых, попробуйте, нарисуйте (приклейте и т.д.) машинку, потом переверните лист и сделайте человечка. Его придётся либо делать вверх ногами относительно Вас, либо он будет перевёрнут относительно машины. Даже если мы клеем просто кружки или рисуем каляки важно помнить, что у всего есть верх и низ. У ребёнка в его хаотичной, на Ваш взгляд, аппликации точно так же есть определенное положение в пространстве.

Некоторые мамы жалуются, что ребёнок не делает то, что они просят, не стремится научиться. Причин тому может быть много, и одной из них является отсутствие стимула, ради чего ребёнок должен сидеть целых пять минут своей жизни и клеить, когда можно этого не делать. Мама должна создавать эту мотивацию. Одним из приемов стимуляции является, безусловно, похвала. Мамин восторг - вот основная причина ради чего стоит потратить время на аппликацию. Так давайте будем радоваться любой, даже самой маленькой победе своих деток. Вспомните, какой восторг у Вас вызывали неуклюжие попытки ребёнка встать, удержать игрушку и т.д. Вы же не требовали от малыша, чтобы он сразу побежал – так почему же вы ждёте, что ребёнок сразу нарисует человечка, сразу ровно приклеит машинку? Любая большая победа состоит из маленьких. Поэтому не торопите события и прежде, чем выполнять сложные действия, потренируйте выполнение простых. Не прыгайте вперед, не форсируйте события, и все получится.

А что же делать, если не получается? Прежде всего, не ругайте! Ведь так легко отбить у ребёнка желание творить, если постоянно повторять, какой он ленивый, неуклюжий, неаккуратный и, вообще, ничего не умеет. Одно из основных желаний у ребёнка первых лет жизни – угодить маме. А если мама говорит, что ребёнок плохой, то ему ничего не остаётся, как стать таким.

Часто мамы усугубляют всё вышесказанное своими сравнениями с другими детьми. “Посмотри, вот какая Маша молодец, всё сделала ровно”. Подобные фразы вызывают только негативизм, нежелание работать.

Как правило, высказывания, приведенные выше, вызваны неумением ребёнка сделать требуемое, но не менее часто бывает, что их вызывает неряшливость, неаккуратность, со слов мамы ребёнка. Чистота и аккуратность – не первостепенная задача при творчестве. Мамы, которые планируют заниматься совместным творчеством с ребёнком в возрасте 1-3 года следует помнить, что ребёнок, увлечённый процессом, просто не вспомнит о том, что надо быть аккуратным. Для малыша не понятно, почему мама так нервничает от пластилина на персидском ковре, или оттого, что клей капает на белоснежную рубашечку из бутика. Именно для этого так важно специальное рабочее место и рабочая одежда. Вы не будете отвлекаться на посторонние вещи, и ребёнку не придётся ломать голову над Вашим поведением.

Давайте подумаем, что ещё может воодушевить ребёнка на старание, на выполнение поставленных задач, кроме маминого восхищения? Правильно, всеобщее восхищение, похвала, одобрение. С каждым разом ребёнок будет стремиться сделать лучше и лучше. Для детей необходимо не просто выполнить работу, но и показать её всем. Легче всего этого добиться, если повесить работу на видное место дома. Вариант оформления каждый может придумать для себя сам. Существует два самых распространённых:

  1. Галерея. На стену вывешиваются несколько работ. Удобнее всего их крепить упакованными в папки- файлы, периодически необходимо обновлять выставку. Снятые работы подшиваем в папочку и храним столько, сколько захотим. В любой момент Вы сможете достать свою подшивку, пересмотреть, похвастаться перед друзьями. Через много лет такой альбом будет интересно пересмотреть не только Вам, но и уже выросшему ребёнку. Интересно, если на обратной стороне работы Вы напишете, что делали Вы, а что делал сам малыш.
  2. Лучшие работы можно оформить в виде коллажа. Когда в одну большую раму вставляются самые понравившиеся Вам работы. Можно по возрасту, можно по темам. В любом из случаев, не забывайте подписывать дату или возраст ребёнка. Любой входящий будет видеть работы ребёнка и искренне ими восхищаться. Ребёнок гордится, делает ещё лучше. Это нам и требуется. Ещё одним приёмом развития мотивации можно назвать изготовление подарков. Ребёнок с огромным интересом и удовольствием сделает для бабушки ёлочку на Новый год, а для сестрёнки цветочки на 8 Марта. Подарок можно приурочить к общему празднику, а можно и просто так подарить при встречи, восторга бабы не будет предела! Кроме нашей цели – заинтересовать, а значит обучить ребёнка, мы выполняем ещё одну – учим ребёнка не только получать, но и самому дарить подарки. Научите Ваших родственников восхищённо спрашивать при виде новой работы: «Кто сделал?». Если малыш слишком мал, чтобы ответить, отвечайте за него: “Ваня сделал». «Кто ему помогал?» «Мама».

Из вышесказанного следует принцип завершенности работ. Когда мы делаем подарки, вопрос о завершённости не возникает. А как быть с повседневными поделками? Кроме стимулирования эффективной деятельности посредством похвалы, которая наиболее ощутима при законченной работе, необходимо отметить следующий момент. Наиболее это важно с активными, гиперактивными детками. Энергию ребёнка необходимо направлять в нужное русло. Предложите ребёнку просто пощипать пластилин на мелкие кусочки без истории, без привлечения игрушек и воображаемых персонажей. А потом предложите покормить приклеиную (или хотя бы игрушечную) курочку зёрнышками – маленькими кусочками и оставьте всё это. А потом тихонько соберите пластилин и уберите его на видное месте до поры до времени. И пусть ролевые игры появятся намного позднее, но выбор ребёнка, даже годовалого, будет очевиден.

Хочется отметить важность соответствия сезону. Для многих это покажется очевидным, но практика показывает, что это необходимо выделить. На Новый год мы делаем украшенные ёлочки, зимой – снег, летом – цветы, и т.д., а не наоборот.

Зачастую мамы жалуются, что детям раньше нравилось рисовать или лепить из пластилина, а теперь не хочет, отказывается. Начинаем выяснять, и оказывается, что малышу просто надоело однообразие, одни и те же действия. А мамы не догадываются, что достаточно поменять лист бумаги на одноразовую тарелку, например, или пластилин на воск и дело пойдёт опять с охотой и интересом. Мир окружающих нас предметов очень разнообразен и надо только внимательно посмотреть вокруг.

С чего лучше начать? Как правило, начинают с красок. Сейчас существует огромное количество красок, безопасных для детей. Они называются “пальчиковые”. Рисовать ими можно и пальцами, и кисточкой, и губкой и многим другим. Самое главное, в начале пути добиться того, чтобы ребёнок понял цепочку: руку в краску – на бумагу – след на бумаге остался. Далее можно дать восковые мелки. Фломастеры и карандаши следует оставить на потом. Параллельно начинайте вводить пластилин. Для малышей следует взять солёное тесто. Оно безопасно для ребёнка и удобно для отработки навыков. Не торопитесь лепить человечков и т.п. Начать следует с катания колбасок. Обыграть их можно по разному: червячки, колбаски и т.п. Прежде чем переходить к аппликации с клеем, лучше начать с самоклейки. Детки, которые работают с самоклеющейся бумагой потом быстро и легко переходят на клей. Кроме того, это безопасней и не так грязно.

В любом случае, с чего бы Вы не начали, желаю Вам успехов в этом важном, а главное интересном деле – совместном творчестве с Вашим ребёнком!

Ваша Наталья Верютина

Задать вопрос Наталье можно в рамках консультаций психолога на нашем ФОРУМЕ


Я-Мама

В ожидании чуда
Мой ребенок родился!!!
Детская
Мамины истории
Кулинарная книга Мамы
Все о детских пособиях
Детский психолог
Игротека
Гороскопчик
Особые детки


2007-2009 г., Pitermama.ru
Клуб Активных Питерских Мам